Абхазия "За три перевала". День 3й

День 3й (19 июля). Новый Афон, Сухум и начало горного похода.

Прошли 44 км. Набор высоты 655 м. Сброс высоты 570 м.

Изображение

Утром пока собирали палатки, Вадим заметил что милиционер дежурит возле нас, ходит туда-сюда. А когда собрали лагерь и начали выходить с пляжа, он тут как тут подошёл и культурненько намекнул что охрана была не бесплатная sm29 Вручили ему по 50 рублей с человека, но за такие услуги мы даже не против заплатить символическую сумму. sm50
Т.к. паспортный стол открывался в 10:00, то решили не терять время и сразу поехать не небольшую экскурсию по Новому Афону. Больше всего я хотел посмотреть даже не Новоафонский монастырь, а железнодорожную станцию с очень интересным названием - Псырцха. Наверное это одна из самых красивых ж.д. станций которые я когда-либо видел. А достопримечательна она тем, что находится в узком пространстве между гор, и соединяется двумя тоннелями. Ещё здесь очень красивое озеро из которого вытекает водопадом одноимённая река. В общем, смотрите:

Здание вокзала станции Псырцха.

Вокзал и Иверская гора. Если присмотреться, то наверху видно Анакопийскую крепость.
Изображение

Дружок и Вадим любуются водопадом.

Это маленькая японская цикада, если кто не видел как она выглядит.

Храм Симона Кананита. IX-X века н.э. Считается одним из старейших поныне действующих храмов.
Изображение

Второе достопримечательное место которое мы посетили, это конечно же Новоафонский монастырь. Очень впечатляющих размеров комплекс храмов, с красивым садом. Для монастыря даже специально построена гидроэлектростанция, которая стоит на той же реке Псырцха. Внутрь не заходили, хотя стоило. Потом видел фотки росписей одного из храмов - очень впечатляюще.
Основан монастырь в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) при участии российского императора Александра III.

Ещё в Новом Афоне можно посетить знаменитую пещеру, глубина которой составляет 183 метра, а длина её 3000 метров (для посетителей 1500). А также можно подняться на Иверскую гору и посетить Анакопийскую крепость, с которой открываются красивые панорамные виды на горы и морское побережье. Но мы эти достопримечательности оставили на другой раз, время на них у нас не было, хотя все они заслуживают внимания.

Посмотрев монастырь, мы поехали обратно в паспортный стол. По пути увидели ещё одну достопримечательность.

Оказывается что тут какое-то время жил наш земляк А.П. Чехов (100 км по прямой считаю земляком).

Вернувшись к отделению милиции, зашли в паспортный стол (дверь справа с задней стороны здания), в котором нам сказали что нужно ехать в центр и оплатить регистрацию, а потом вернуться с чеком к ним. О как, а ведь мы только оттуда, ну хорошо. Вернулись в центр, нашли банк, отстояли в очереди минут 30, заплатили 110 рублей с человека и поехали назад. Снова приехали в паспортный стол, где нам минут 20 выписывали регистрационные талоны. В общем на регистрацию мы потратили минимум 1 час.

Вот такой талончик свидетельствует о легальном пребывании в Республике Абхазия.
Изображение

Зарегистрировавшись мы могли начать наш основной сегодняшний маршрут.

Вилла Сова. Такого я не видел даже в Адлере sm31 sm50 Целый замок, а не вилла.

За Новым Афоном мы свернули с основной трассы и поехали вдоль моря, а основная трасса уходила в горы. Наша дорога хоть и шла вдоль моря (точнее, мы его видели), но были немного выше его. Карабкаясь по извилистой горной дороге, я познал что такое когда пот заливает глаза sm22 Впервые я так потел, хотя подобные слова я говорил ещё не один раз за поход. sm49

Вид в сторону Нового Афона.
Изображение

Спустившись в посёлок Гуандра выехали на равнинную дорогу и поехали по прямой в столицу. Проехали мост через реку Гумиста, вдоль её истоков мы будем ехать следующий день. Сразу за мостом начинается город Сухум. Увидели разрушения 20 лет давности, которые остались после Абхазской войны. Целый район из высотных зданий стоит без стёкол и до сих заборы у некоторых частных домов стоят со следами осколков.

Вид на пустующие высотки Сухума.

Река Гумиста, недалеко от впадения в море.
Изображение

Город чем-то напомнил Харцызск, такая же размеренная жизнь, автомобильное движение не очень сильное, нету никакой суеты. Но это на окраине, а вот в центре уже жизнь кипит полным ходом. Мы сразу заехали на набережную, где прямо на лавочке устроили обед и скупались в море, а то в следующий раз только через 2 недели покупаемся.
Ещё очень понравилось, что в Абхазии в любом населённом пункте нет однотипных частных домов как у нас, здесь каждый дом оригинален и красив по своему.

На набережной.

Теперь у нас в планах было две основные задачи, найти вай-фай и написать домой что на связь выйдем минимум через неделю, и сделать закупку продуктов на 2 недели вперёд. Следующий магазин будет только в посёлке Псху, но решили на него не надеяться, потому что не знали будет ли он точно открыт, а дальше магазины будут только на финише у моря. Прокатились по старенькой набережной, которая не реставрировалась наверное со времён Советского Союза, но выглядит очень даже опрятно, даже сделали классную надпись скульптуру-бренд yeSUKHUM.

Долго искали вай-фай, нашли прямо возле знаменитой Сухумской "брехаловки". Пока переписывались с близкими, к нам подошёл один местный дядечка, который рассказал нам про войну. Рассказ очень напомнил события войны на Донбассе. Говорит что город был почти полностью стёрт с лица земли, и многие здания в центре построены с нуля. Вообще центр Сухума мне очень понравился, какой-то необычайно уютный и красивый.

Изображение

Пока катались по городу нашли неплохой магазин, где сделали закупки (гречка, рис, пюре, лапша, хлеб, консервы, конфеты, халва, приправа, чай, кофе, сахар и т.д.). Мясо мы брали с собой из дома, вяленое, хватило до конца похода.
После магазина проехали ещё немного по городу и приехали на площадь Свободы, возле которой находится сгоревшее во время Абхазской войны здание Совета Министров АССР. Впечатление конечно производит жутковатое. Даже не верится что в такой яркой и солнечной стране когда-то была война. sm33

А это современная постройка.

Ж.д. станция.

Проведя небольшую экскурсию по столице Абхазии, мы отправились в горы к Команскому монастырю, рядом с котором мы должны были остановиться на ночёвку. Наш маршрут пролегал по очень древней дороге. Когда в VI веке до н.э. на месте Сухума стояла греческая колония Диоскуриада, то этим караванным путём возили разные товары с другой стороны Главного Кавказского хребта. Вдоль дороги находится несколько посёлков, по этому дорога неплохого качества, вначале даже около 5 километров был асфальт, но потом закончился.

На фоне сванской башни.
Изображение

Недалеко от селения Команы перед нами остановилась ехавшая нам на встречу машина, из которой вышел мужчина в военной форме. У меня почему-то холодок по спине пробежал, подумалось что сейчас скажет что дальше ехать нельзя и развернёт назад. Но всё довольно дружелюбно, он представился начальником какой-то госслужбы по Сухумскому району, записал наши паспортные данные и спросил через сколько мы будем в Псху, потом сказал что передаст на погранзаставу в Псху наши данные, чтобы если вдруг нас не будет через 4-5 дней, то они будут нас искать. Так что хорошая встреча получилась. Через несколько километров снова останавливается машина, в которой сидит милиционер. Он нас предупредил что бывают случаи краж даже возле монастыря.

Поднявшись на небольшой перевалчик, мы выехали на красивую смотровую площадку, с которой открывается красивый вид на долину реки Восточная Гумиста.

Спустившись к реке мы переехали её по мосту и повернули на дорогу ведущую к Команскому монастырю. Проехав пару км встретили чабана на лошади. Он у нас спросил видели мы бычка sm32 sm38 Долго искали места лагеря, но так и не смогли найти до самого монастыря. Перед монастырём ещё заехали на живительный источник Святого Мученика Василиска, вода которого вытекает прямо из под скалы, образуя небольшую купель, но тогда я окунуться не решился, хотя хотелось. Возле источника разговорились с мужичком лет 60-ти из Сухума. Когда он узнал что мы пойдём на Псху, то он аж прозрел sm31 Живя всю жизнь в Сухуме, он никогда не знал что на Псху можно пройти этим путём и думал что есть дорога только через Рицу (перевал Анчхо). Так что и вот так бывает, живут люди рядом с такой красотой, но ничего не видят. Он нам так и сказал: "а что я сижу в городе и ящик смотрю".
Проехав, ещё немного по дороге, мы подъехали к главному Команскому монастырю святителя Иоанна Златоуста (там рядом есть ещё храм Святого Мученика Василиска, но мы к нему не ездили). Для безопасности я хотел остановиться прямо на территории монастыря, но зайдя на территорию не увидел никого из служащих, но увидел мужиков на "лесах" которые делали ремонт. Спросил у них где можно стать с палатками, они ответили что рядом с территорией, и сказали чтобы мы не шумели. В общем, ушёл ни с чем, но зато монастырь очень красивый (фотик только забыл взять и не сфотографировал).

На территории монастыря был похоронен святитель Иоанн Златоуст. В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь.
В 1986 году монастырский храм был восстановлен на фундаменте средневековой церкви (построенной не ранее XI века).

Фотка из интернета.
Изображение

Остановились на поляне в лесу возле входа на территорию монастыря. Пока поставили палатки уже начало темнеть. Рядом с поляной протекает река Западная Гумиста, которая буквально в одном километре отсюда сливается с Восточной Гумистой и образуется река Гумиста, та которую мы днём проезжали по мосту при въезде в Сухум. У меня есть добрая традиция, которой меня научил несколько лет назад Виталик Шавин - если есть возможность помыть после походного дня, то нужно обязательно помыться. Так действительно становится легче и спать так куда приятнее. Этой же традиции я научил и Вадима, вроде потом ни одного дня не пропускал sm50 А ещё когда мы готовили ужин, то на наблюдали целое световое шоу, которое нам устраивали светлячки, их было очень много, завораживающее зрелище.