Абхазия "За три перевала". День 4й

День 4й (20 июля). День бродов и дождей.


Прошли 29 км. Набор высоты 1044 м. Сброс высоты 742 м.

Изображение



Ночью несколько раз просыпался из-за дождя. Пережидая дождь встали на два часа позже чем обычно. Утро было сырое и туманное, но дождя не было, а когда только начали выезжать пошёл приличный дождь (даже ни одной фотки не сделали), решили сразу надеть дождевики на баулы. Я и сам полностью в дождевую одежду оделся, а Вадим не захотел, так и поехал.

Вадим уже до ниточки мокрый.
Изображение

Выехали на горную дорогу и сразу начался набор высоты, но ехать удавалось в основном везде. Дождь то заканчивался, то снова моросил. Поднялись на небольшой перевал и начали спуск с него. Тут я заметил что Вадим значительно отстаёт на спуске, стало сразу понятно что из-за дисковых механических тормозов. У меня тормоза тоже дисковые, но гидравлические, мне даже особо больших усилий придавать не нужно чтобы тормозить, а механическими тормозить иногда очень утомительно. Дорога очень живописная и в основном хорошего качества, вьётся вдоль реки Западная Гумиста плавно набирая высоту. Ещё на обочинах дороги иногда попадаются указатели "Осторожно - мины" - это войны.
В основном едем в лесу, заросли которого густо покрыты мхом, но временами открываются красивые панорамы. Снова начался сильный ливень, да такой что затекал везде. Хорошо что у меня на дождевике, капюшон хороший, сверху шлем надел и можно долго так ехать.. Заставлял Вадима одеть хотя бы дождевик, но он отказался, правда дождь тёплый был.

На одном участке открылась красивая смотровая площадка, с которой Вадим увидел внизу асфальтированную дорогу и на полном серьёзе сказал: "О, скоро по асфальту поедем". Я же, понимая, что здесь никакой другой дороги быть не может, посмотрел вниз и увидел реку, которая после дождя стала серо-коричневого цвета. sm38
Изображение

Старая караванная дорога.
Изображение

Изображение

Изображение

Таким мхом укутан весь лес вдоль реки.
Изображение

Наша дорога ведёт к Сухумской ГЭС, которая сейчас является не объектом стратегического значения, а достопримечательностью. В время Абхазской войны станция выведена из строя, но недалеко от неё мы встретили местных, которые сказали что сейчас идут восстановительные работы и через несколько лет она снова будет давать электроэнергию для столицы Абхазии. Вообще конструктив Сухумской ГЭС очень интересный. Станция стоит на реке Западная Гумиста, но воду берёт из Восточной Гумисты, которая течёт параллельно в соседней долине.

Открылась Сухумкая ГЭС.
Изображение

Изображение

Конструктивно, представляет собой классическую деривационную ГЭС, построенную на принципе переброски стока одной реки в бассейн другой. Река Гумиста, впадающая вблизи Сухума в Чёрное море, образуется слиянием двух её составляющих — Восточной и западной Гумисты. Обе реки текут параллельно, но Восточная выше Западной, и вот этот-то более чем 200-метровый перепад высот и был использован для создания ГЭС.

По этой трубе вода перебрасывается на станцию из реки Восточная Гумиста.
Изображение

До похода изучая эту местность, выяснилось что на этом участке будет около 20 приличных бродов. И вот проехав несколько километров за ГЭС подъехали к первому броду через реку Чедым. Вроде не сильное течение, но река широкая. Переобуваемся в сандалии. Я как обычно застёгиваю липучки на кроссовках и вешаю их на руль. Начинаю первым переходить брод, и уже на берегу оборачиваюсь к Вадиму и с радостью ему кричу что всё в порядке, брод лёгкий sm35 Но вижу как он мне что-то кричит и жестикулирует, а я не слышу из-за шума от воды, а потом... я вижу что один из моих кроссовков плывёт уже посередине реки sm31 С этого момента можно было начинать снимать кино... В голове у меня сразу возникает картина дальнейших действий: если я за ним не побегу, то у меня останется только одни сандалии, а это уже сразу понятно что на перевалы идти в такой обуви даже не стоит пробовать: а) опасно для здоровья/жизни, б) быстро развалится. В общем, если не побегу и не спасу его, то поход будет окончен. По этому я бросаю велосипед, и начинаю оббегать реку по моему берегу пока она не упирается в скалу, дальше забегаю вводу и прыгаю по камням к кроссовку, но посредине река становится глубже и я замедляюсь, в это время Вадим бежит по своему берегу и старается схватить его. Видя как Вадим приближается в плывущему кроссовку, я с облегчением выдыхаю, но вижу что Вадим оступился и кроссовок проплыл мимо него и начинает уплывать по течению. У меня остаётся последний шанс - выбегаю на берег и решаю обогнать кроссовок по берегу. Бегу метров 100 вперёд, через всякие кусты, по круглым, обточенным водой камням и выбегаю к тупику - дальше начинаются перекаты и здесь последний шанс словить кроссовок. Всматриваюсь в бурлящую воду и не вижу его. Подумал что не успел и он уплыл, но нет, вот он родимый, плывёт на встречу! Забегаю в воду, но наступаю на скользкий камень и падаю, при этом правой рукой хватаю кроссовок, а левой просто стараюсь приземлиться ладошкой вниз. И вот я встаю, и вроде бы всё должно быть хорошо, кроссовок то в руке, но во время приземления на левую руку, между мизинцем и безымянным пальцев оказался камень и как распорка вывихнул мне мизинец из сустава sm31 sm3 То как было больно я описывать не буду sm22 Когда-то у меня была похожая травма и я смог вправить палец на место. Вернувшись к Вадиму с радостным настроением от того что спас кроссовок, но при этом с подавленным настроением от того такая травма быстро не пройдёт и каждое неудачное движение будет вызывать адскую боль в течении похода, мы принялись за первую помощь. Вадим наложил мне лангетку - приложил палочку на кисть от запястья до конца мизинца и замотал бинтом. Хотя через несколько дней эта конструкция была усовершенствована, и вместо бинта мы закрепляли палочку лейкопластырем, а то бинт разматывался.
Через пол км мы выехали на одну из немногих здесь полян и устроили обед. В это время дождь уже закончился, и мы разложили все наши вещи сушиться, но как только начали собираться выезжать, снова начало моросить. Была мысль остановиться здесь на ночёвку, но ехать ещё далеко. Мы хоть во время второго дня и сделали себе запас в один день, но пока воспользоваться им было рано, лучше днёвку дополнительную сделать.

Поляна для обеда и сушки вещей.
Изображение

Выехали дальше и вскоре начались те самые обещанные броды, которые мы проходили один за одним. Кроссовки уже были мокрые и бродов было настолько много (от щиколотки до выше колен), что мы уже не меняли обувь, а шли в основной.

Изображение

Изображение

Первый брод через реку Западная Гумиста.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Периодически выезжая в лес на старую дорогу, получалось немного проехать на велосипеде, а потом она закончилась вообще и начался бурелом. Решаю одевать баулы на плечи. Только одели баулы, немного прошли по самые щиколотки в грязи, как снова началась неплохая дорога. И в это время зарядил очень сильный ливень, а нам ещё идти около 3х км до намеченного места стоянки. Начинает уже потихоньку темнеть и мы подходим к очередному броду, а течение реки из-за дождя стало ещё сильнее, но мало того, так я ещё не могу точно сориентироваться куда двигаться дальше. Дорога раздваивается и по навигатору сложно определиться куда точно идти. Одна дорога уходит вниз к реке, а другая поднимается на склон и потом образует тупиковую тропу (видимо обрушенную). Я решаю не геройствовать, а остановиться прямо здесь возле дороги, на единственном ровном место под палатку. Таким образом из-за позднего выхода утром мы и не дошли эти 3 километра до хорошей ровной поляны. В следующие дни нам эти 3 км ещё ни раз аукнутся.
Ну а в это время продолжает идти сильный ливень, мы уже начинаем замерзать... В прошлом походе с Максимом был получен хороший опыт как ставить палатку под ливнем, и мы решили им воспользоваться. Если вы хотите поставить двухслойную палатку в дождь, но при этом хотите чтобы она осталась как можно суше, то воспользуйтесь таким способом: в длину раскладываете внутреннюю часть палатки (заранее сложенную в три части, снаружи только дно), рядом по бокам раскладываете подготовленные дуги. Потом вдвоём накидываете на себя тент и становитесь по краям подготовленной внутренней части палатки. Приседаете и одновременно раскладываете внутреннюю часть, быстро устанавливаете дуги и потом закрепляете тент. Мы так сделали и у нас палатка осталась сухая на 90%, хотя ли ливень был просто сильнейший. Навряд ли так получится сделать одному, но командно это получается очень даже успешно. Все наши вещи конечно же были очень мокрые, но у нас была запасная одежда и спальники в гермомешках, и по этому мы переоделись и комфортно переночевали даже в таких условиях.
Переждав немного в палатке непогоду, дождь из ливня перешёл в небольшую морось и я быстро сбегал за водой к реке. В это время река стала уже мутноватая и значительно усилила своё течение. Завтра будем стараться догнать маршрут, потому что каждая конечная точка на маршруте ещё дома рассчитана чтобы ночевать в удобном месте.

Комментарии