Абхазия "За три перевала". День 6й

День 6й (22 июля). Перевал Доу и спуск с него.

Прошли 12 км. Набор высоты 224 м. Сброс высоты 931 м.

Изображение

Ночью коровы звенели колокольчиками, тем самым успокаивая нас. Звенят - значит рядом нету никаких волков. Утром проснулись, а коров уже нету, ушли на перевал. Ну и хорошо, пусть идут, хоть спускаться не будут мешать. Вылез из палатки и не одел носки, и это стало большой ошибкой. Какие-то мини-мошки покусали мне щиколотки и через час их так раздуло, что следующие несколько дней они были как булдыги. Это принесло немало дискомфорта в следующие пару дней, ноги были как не свои. Набрав воды в роднике отправились в путь.

Горизонт не завален, это склон горы.

Тот самый родник, который нас вчера спас. Дай Бог тому человек который его построил всего самого хорошего.
До сих пор чувствую вкус той живительной воды.
Изображение

До перевала было ещё 3 километра. Немного прошли по крутой тропе и вышли на более пологую, идти стало легче. Пройдя буквально один километр, на встречу нам из-за бугра вышли два велотуриста - Евгений из Санкт-Петербурга и Илья из Чебокасар. Вот так встреча! Они ночевали на перевале. Женя на нас посмотрел и увидев что мы идём в шортах с удивлением спросил "и что так нормально?". Он же с Ильёй был одет как охотник отправившийся в экспедицию. Я же тогда вообще не понял почему мы не нормально одеты, но позже пойму. Совсем немного пообщались и разошлись по своим сторонам. Эх, если бы мы вчера успели (или позавчера sm28 ), была бы отличная встреча, много бы поболтали. Как я понял уже дома, Евгений и Илья очень много путешествуют по миру и профессионально занимаются фотографией, с их блогами можно ознакомиться на этих страничках: блог Евгения, а это блог Ильи.
Прошли ещё немного и нас догнали пастухи на лошадях. Это те самые пастухи, коровы которых вчера весь день с нами поднимались на перевал. Они перегоняют коров из долины Западной Гумисты, в долину Бзыби.

Одна из немногих смотровых площадок на всём подъёме на перевал. В основном шли в густом лесу.
Изображение

Самое удивительное было то, что чем ближе к перевалу, тем шире была тропа и меньше уклон, хотя обычно бывает наоборот. А ещё на пути начали встречаться ручьи, можно было пополнить запас воды.

На подходе к перевалу.

И вот спустя те самые два часа, мы взошли на перевал Доу.

Перевал Доу. 1398 м.н.м. Первый перевал Вадима!
Изображение

Перевал не сильно широкий, но с парой хороший ровных полянок под палатку. Искали колодец, про который нам рассказывал пастух, но так и не нашли, благо запас воды у нас был.

Перевал Доу знаменит тем, что в это был последний перевал на Кавказе, до которого дошли гитлеровские войска. Бои здесь шли с августа 1942 г. по январь 1943 г. В ходе сложных боёв Советская армия выбила немцев с перевала и после этого они отступили с Кавказа. Пройдя этот перевал, сложно было даже представить, как там воевали наши предки, действительно - герои! В честь защитников перевала здесь установлен памятный знак, правда его очень сильно потрепало ветром и снегом.

Отдохнув около полу часа, мы начали спуск. Сразу даже было не особо понятно куда идти, ведь по навигатору мы стоим на тропе, а по факту на русле ручья. Весной этот ручей, наверное, представляет из себя очень бурную речку, об этом свидетельствовали множество брёвен и больших камней.

Начали спуск с перевала.
Изображение

Метров 300 спускались по руслу, прыгая с камня на камень, а потом навигатор показал что тропа уходит в строну. Выйдя в лес мы начали спускаться по очень крутому склону, примерно по такому же как и с другой стороны перевала, но только вот тропа здесь вообще не читалась. Как здесь идти без навигатора и карты, я вообще не представляю. А вот пастухи здесь ходят без всяких приборов и карт, не говоря уже о коровах.
Выйдя в лес нас начали атаковать слепни. Это такие большие грызучие мухи. И тогда я понял, почему же удивился почему мы идём в шортах. Пришлось одеваться. Хотя это не помогло, они и через одежду кусают. sm22 А ведь с другой стороны перевала их не было, хотя мы шли рядом с коровами, а слепни обычно рядом с ними лётают.

Буковый лес на Кавказе очаровательный, деревья очень высокие.
Изображение

Вот такой склон и есть на самом деле.

Ты видишь тропу? А она есть! sm68

Спустившись наполовину мы услышали как ревёт река Бзыбь, а ещё ниже увидели и саму реку. Нам туда.
Изображение

А это одна из немногих, или даже единственная смотровая площадке с этой стороны перевала.

Ближе к концу спуска я почувствовал что очень сильно натёр ноги. Пальцы и ступни просто горели, а каждый шаг вызывал острую боль. Когда уже полностью спустились с перевала и вышли на ровную тропу, я даже переобулся в сандалии, но это не помогло. Выйдя со стоянки в 8:00, с перевала спустились мы в 14:30. На тот момент мне казалось что это был самый сложный перевал в моей жизни из всех пройденных ранее, но в основном эти ощущения были из-за мозолей и распухших ног от укусов мошек. На самом деле перевал не сверх сложный для опытного туриста, но точно окажется не простым для новичка. Хотя Вадим справился на отлично, а он в горах впервые!

Частенько обувь выглядела так. И это ещё не самая грязная.
Изображение

Река Бзыбь. Помните вначале отчёта я говорил что мы её ещё увидим в её верховьях?

Потом мы ещё долго шли узкой тропе вдоль Бзыби. Препятствий было очень много, приходилось прыгать по камням и форсировать множество ручьёв.

Наконец-то мы вышли из леса на широкую поляну. Встретили наших "коров". Так вот оказывается куда они шли! Было уже около 16:00 и мы остановились на обед. Пока Вадим кипятил воду для лапши и чая, я заматывал свои мозоли. Пообедали и решили пройти дальше, потому что мы уже немного выбились из графика и нужно было нагонять. По идее нам сегодня нужно пройти ещё 6 км. Не зная какая дальше будет тропа, всё же надеялись что до захода солнца успеем выйти на поляну где запланирована ночёвка. Вроде бы 6 км это совсем мало, в городе можно за час пройти, но не в горах... Пройдя 100 метров мы подошли к мосту через Бзыбь. Мост представлял из себя остатки былой роскоши. Когда-то это был очень мощный пешеходный мост, но сейчас от него остались только натянутые канаты. Течение Бзыби здесь очень бурное, и перейти в брод здесь нереально без специального снаряжения. На деле переход по мосту не вызвал никаких сложностей, главное быть очень внимательным и осторожным. Перенесли рюкзаки и велосипеды челночным способом и пошли дальше по тропе.

Такой мост.
Изображение

Долина Бзыби в тех местах очень живописная и узкая. Много скал которые подходят прямо к реке. Жаль, но мы не всегда имели возможность фотографировать, просто из-за банальной усталости.
Пройдя около 3.5 км начало стремительно темнеть, до широкой поляны оставалось ещё 2.5 км, но мы уже их точно не пройдём до наступления полной темноты. Принимаю решение останавливаться здесь и сейчас. Нашли единственное широкое место для палатки возле тропы и остановились на ночёвку. Рядом ревёт могучая Бзыбь, палатка под уклоном - снова будет "весёлая" ночёвочка. Повзрывали для профилактики несколько петард и уснули. Третий день подряд не успеваем дойти пару км до ровной и широкой поляны. sm38