Абхазия "За три перевала". День 8й

День 8й (24 июля). Через Псху к перевалу Анчхо.

Прошли 24 км. Набор высоты 1423 м. Сброс высоты 180 м.

Изображение

Утром долго любовались природой, вокруг было сказочно красиво. Испарение от реки окутывало горы белым одеялом.

На сегодня стоит задача максимум - попробовать догнать наш маршрут. Благо сможем немало проехать, по этому попробуем.
Выехали снова поздно, но так и было запланировано, пока мы никуда сильно не опаздываем, по этому не спешим. Проехав от нашей поляны 100 метров перешли пешком в брод Битагу, приток Бзыби.

Изображение

Сразу после брода ещё немного проехали и начался резкий подъём в гору по серпантину, пришлось спешиться и около одного километра пройти пешком. Постепенно набирая высоту мы вышли к началу посёлка Псху.

Посёлок находится на высоте 700 м.н.м и является самым знаменитым высокогорным посёлком Абхазии, сюда не просто добраться даже на автомобиле, по этому он такой популярный у туристов. Сюда можно добраться тремя способами, на автомобиле через перевал Анчхо и по воздуху на самолёте АН-2 или вертолёте, для этого здесь есть небольшой аэродром или пешком через пешеходные перевалы.

Главная улица посёлка.

Взлётная полоса.

Местные здесь время года именуют сезоном, потому что когда наступает зима, то с ноября по апрель сюда невозможно добраться ничем. Ещё посёлок знаменит тем что здесь издревле жил самый непокорный абхазский народ, который в ходе Кавказской войны сражался с Царской армией, но несмотря на стойкой сопротивление, 7-8 июля 1864 г. жители вынуждены были покинуть родное селение, спуститься к морю и переселиться в Турцию, после этого завершилась Кавказская война длившаяся 120 лет. Сейчас в посёлке живут в основном русские, которые занимаются скотоводством и пчеловодством. У одного такого пчеловода прямо в центре посёлка мы купили баночку мёда, который оказался очень вкусный и не похож ни на один из тех сортов что я пробовал на Донбассе. Сам по себе посёлок находится в ветхом состоянии, но в центре есть несколько капитальных построек, красивый деревянный храм Ионна Крестителя, современная школа, и конечно же магазин.

Вид из посёлка.
Изображение

Нам повезло, ровно перед нашим приходом магазин открыли. Женщина продавец сказала что работает он каждый день с 11-15, но если вдруг будет закрыт, то обратиться в дом напротив (через дорогу), а ещё для будущих путешественников я попросил сфотографировать прилавок.

В магазине есть всё что необходимо для пополнения запасов. Если бы точно были уверены что он будет открыт, то не стали бы основательно запасаться в Сухуме и было бы гораздо легче сюда добраться. Также продавец рассказала что в прошлом году магазин был открыт почти до ночи, из-за большого потока туристов, в день могло пройти около 100 человек, а в этом году тишина, лишь изредка проходит пару человек в неделю. Пополнив немного запасы и слопав пару бананов мы двинулись в путь.

Рядом с магазином находится храм Ионна Крестителя.

А это школа.

Купили мёд.

Ларёк с мёдом.
Изображение

Вид назад. Въезд в посёлок со стороны перевала Анчхо.

Проехали несколько километров и за посёлком остановились у КПП Абхазских пограничников. Здесь уже совсем рядом граница с РФ, а до посёлка Пхия 20 км по прямой. При Советском Союзе через эти места проходили знамениты маршруты, и можно добраться из Архыза через перевалы ГХК (Главного Кавказского хребта) к морю. Пограничники записали наши паспортные данные и мы продолжили путь. Нам посоветовали всегда держать правой дороги, она более накатана. Проехав несколько сот метров начались знаменитые броды через горные реки стекающие с ГКХ. Вода в них куда более холодная чем в Западной Гумисте, и когда проходишь реку вброд, то ноги сводит настолько сильно что не чувствуешь пальцев. Течение в некоторых реках было очень бурное, и нам приходилось подстраховывая друг друга переводить велосипеды по очереди. На реке Святая построена купель, здесь я конечно не прошёл мимо и окунулся, вода по ощущениям сравнима с окунанием на Крещение 19 января.

Купель на реке Святая.

Сегодня нам нужно пройти как можно ближе к перевалу Анчхо, а до него 15 км чистого подъёма по горной дороге. Проехав ещё несколько километров мы остановились на обед на широкой поляне. Это единственное место перед началом подъёма на перевал, где можно остановиться на ночёвку на ровном месте, дальше будет только дорога вдоль которой едва можно будет найти хотя бы одно нормальное место под палатку.

На этой поляне мы обедали.
Изображение

После обеда мы проехали ещё буквально один километр, прошли ещё один брод и начался приличный подъём по серпантину, пришлось спешиться и идти пешком. Здесь у нас произошла неожиданная встреч! На встречу к нам шли парень с девушкой, оказалось что они из Донецка! Они сюда приехали автостопом, а сейчас идут своим ходом в Псху, а дальше через Гудаутский перевал к морю. Вот так встреча, в такой то глуши! Немного пообщались и разошлись в своих направлениях.

Дончане.

Очередной брод.
Изображение

Нам ещё далеко идти, ехать не получается, слишком крут уклон. Порой приходилось буквально на предельных усилиях заталкивать велосипеды. По сложности мне этот подъём напомнил мне подъём на перевал Обсерваторный в Карачаево-Черкесии. Дорога серпантином вилась вдоль реки Агурипста, поднимаясь всё выше и выше к перевалу. Ближе к 1800 метрам н.м. мы вышли из леса и нам открылись красивые виды на окружающие горы.

Облако село на хребет.

Верховья реки Агурипста.
Изображение

На фоне Главного Кавказского хребта.

Через 12 км пешего подъёма мы вышли на широкую поляну. Впереди видно наш перевал, до него ещё 3 км, но мы продолжим путь уже завтра. А сегодня мы остановились возле балагана, с видом на гору Анчхо и водопады, которые берут своё начало чуть выше в озере Чхы, которое является истоком реки Агурипста. Темнеет, а мы ставим палатки на широкой поляне которая полностью покрыта горной ромашкой, запах пьянит своим ароматам, настоящий подарок в конце такого непростого дня. Сегодня впервые за 4 дня мы догнали наш запланированный график. sm39

Настоящая горная ромашка (жёлтенькие цветочки), которую мы заваривали в вечернем чае.