Абхазия "За три перевала". День 14й

День 14й (30 июля). Восхождение на перевал Дзоу. Часть 3.

Прошли 3.3 км. Набор высоты 554 м. Сброс высоты 401 м. Не учитывая челноки

Изображение

В 5 часов утра я расстегивал дверь палатки с надеждой на хорошую погоду. Так и оказалось, небо было почти без облаков, перевал открыт! А это значит, что медлить нельзя! Ведь даже те безобидные облака через пару часов могут оказаться тучами.

Восход солнца sm28

Перед нами стоит самая сложная задача в этом походе – пройти перевал Дзоу! Но сперва нужно до него дойти, а это 1.8 км крутого подъёма в гору с препятствиями.

К восхождению готов! sm66
Изображение

Немного предыстории. Длинный круговой маршрут для велопохода по Абхазии можно сделать только один, я его называю классический: Псоу (граница) – Сухум – перевал Доу – Псху – перевал Анчхо – Гагра – Псоу, и всё. И как вы уже поняли, даже этот маршрут чисто велосипедным назвать нельзя, по этому его часто называют велопоход 1й категории сложности с элементами 5й категории. Но лично для меня этого маршрута было очень мало, по сути мы с Вадимом его прошли бы за 10 дней. Поэтому дома изучая карту Абхазии я искал как этот маршрут продлить, да так, чтобы получился логичный круговой маршрут. Так я и нашёл перевал Дзоу, тем более по пути к нему был Гегский водопад. И несмотря на то что этот перевал достаточно труднодоступный для восхождения с велосипедом, зато путь к нему проходит по девственной природе Кавказа. А пройдя перевал, можно сесть на велосипед и спуститься к морю с высоты 2000 м.н.м.

Продолжим! Перед выходом сделали большой запас воды из озера, который нам понадобится до самого спуска с перевала, т.к. воды на той стороне нет вообще.

Утреннее озеро Дзоу.
Изображение

Оставив велосипеды на месте лагеря, мы взяли баулы и в 7:15 пошли навстречу неизвестности. Не смотря на тщательное изучение перевала перед походом, всё равно оставались одни догадки, что нас ждёт впереди. Прошли метров 50 и начался крутая тропа вверх. Тропа часто меняла своё состояние, переходя от мелкой сыпухи до больших камней, а иногда и вовсе уходила из виду.

Та тропа, которая нарисована на карте OSM не совсем соответствовала действительности, и на деле она уходила далеко в сторону от ярковыраженной натоптанной тропы. Потом мы дошли до такого места, где упёрлись в курумник (огромные камни), но навигатор отчётливо показывал, что нам прямо. Пробираясь через завалы оставленные древним ледником, мы вышли к тропе вдоль знаменитой скалы “Дракон”.

Скала знаменита тем, что в ней находится огромный нерукотворный сквозной проход, как он там образовался мне не известно. Вадим очень хотел увидеть эту скалу, ещё перед походом она его заинтересовала и вот его мечта осуществилась!

Изображение

Пройдя ещё немного, мы и вышли к месту, где нам полностью открылся вид на перевал. И моему удивлению не было предела, когда я увидел под перевалом огромный снежник! Такого в планах не было, ведь на фотографии, которую делал Дима Ковинов в прошлом году, снега под перевалом не было вообще! Вот это “сюрприз”! Ведь мы должны были обходить расщелину по безопасному маршруту, на месте которого теперь лежит снег sm31

Таким мы увидели финальный "взлёт" на перевал. В расщелине видно туриста sm32

В это время на самом перевале стояли два человека, которые не знали, как им оттуда спуститься, пришлось покричать и указать им безопасный спуск. Дожидаться их не стали, потому погода начала меняться, из-за перевала стремительно летели облака. Оставив вещи, начали спускаться вниз за велосипедами. Но спускались мы совсем другой тропой, точнее, другим направлением. По той тропе, где мы шли вверх, был очень крутой склон, поэтому решили спускаться по курумнику.

Вадим на снегу. А сзади в это время начинают сгущаться тучи.
Изображение

Около часа мы прыгали по скалам и камням, пока не спустились к озеру.

Взяв велосипеды, мы без раздумий их положили на спины и начали подъём. Здесь я не буду описывать, как это всё происходило, лучше посмотрите фотографии!

Найди Вадима sm21
Изображение

В районе курумника мы встретили тех двух туристов, которых видели на перевале. Их удивлению не было предела))) Они остановились, и молча, смотрели на нас несколько минут, а потом спросили “ребята, а вы знаете, что там тяжело?”. Мы же ответили что пока только представляем)))

Чумачечи sm38

По снежку sm40

Ты видишь тропу? А она есть! sm38

Да, скажу честно, по началу было очень тяжело, особенно когда начался курумник и скалы. В один момент я неудачно взял велосипед и ударил большой звездой чуть выше коленки, что аж чуть глаза из орбит не повылазили. Зато виды вокруг шикарные, как на открытке!

Вот ради таких красот и стоит немного поднапрячься!
Изображение

Когда дошли до “Дракона” стало морально легче, значит скоро будем возле баулов.

Один из моих способов переноски велосипеда sm29

Пока мы поднимались, погода значительно изменилась. Небо было окутано густыми облаками и тучами.

Изображение

Дойдя до баулов, мы сделали рокировку и сразу начали подниматься к перевалу.

Вид на перевал от места где лежали баулы.

Поднявшись по скалам к снежнику, я принял решение обходить снежник и подходить к подъёму на перевал с другой стороны.

Вот таким подход к перевалу был год назад.
Это Дима мне рисовал путь обхода расщелины.
Фото Дмитрия Ковинова.
Изображение

А на деле пришлось идти так.
Красной стрелкой показан маршрут Дмитрия, а мы пошли по зелёному.

Обошли по кромке снежник, и вышли в лоб к достаточно крутым скалам, по которым надо метров 10 по вертикали лезть вверх.

Нам вверх sm38

Скажу откровенно, если бы я не имел опыт скалолазания, то можно было смело разворачиваться и спускаться вниз. Вспоминая всеми тёплыми словами своего тренера по скалолазанию Артёма Воловиченко, который научил меня хотя бы немного лазить по скалам, мы начали подъём. Подстраховывая друг друга, шаг за шагом, ступенька за ступенькой, мы смогли подняться на перевал. Теперь оставалось спуститься за велосипедами и подняться вместе с ними. На спуске обнаружили более простой способ подняться, который не было видно снизу. Протиснувшись между скал и снежником, мы спустились со скал. Попробовал наступить на снежник и нога сразу заскользила, по этому мысль сократить через него 100 метров по до диагонали отпала сама собой, иначе можно было как с горки скатиться и вылететь со скал аж до самого озера sm31

Снова спустились к велосипедами и, отдохнув пару минут, начали подъём.

Верёвка с собой на всякий случай.
Изображение

Этот участок нашего пути можно смело называть вело-скалолазный, потому что именно так и было! Одной рукой держишь велосипед, а другой рукой держишься за скалу. Каждый шаг должен быть настолько продуман, насколько это возможно. Горы шутки не любят! Особых сложностей здесь не возникло, мы просто неспешно поднимались по тропе, но обойдя снежник вокруг начался крутой сыпучий склон, по которому было сложно подниматься с велосипедами, они просто вместе с нами скользили вниз. Тогда я предложил вариант, опробованный мной при подъёме на Чатыр-Даг в Крыму. Лайфхак: Берём велосипед за вилку и за подседельную трубу, и, используя его как ледоруб, поднимаемся вверх (ещё можно зажать передний тормоз резинкой, чтобы колесо не проворачивалось). Так появляется дополнительная опора, и можно неспеша продвигаться вперёд.

Методика "велоледобур" sm29

Дойдя до скал, мы начали подниматься по найденному во время спуска пути.

По этим скалам мы поднимались. Жаль, что больше не сделали фотографий. В идеале это всё было бы снимать на квадрокоптер.
Изображение

Подавая велосипеды друг другу, мы поднялись по скалам и во второй раз за день взошли на перевал Дзоу.

Первовосхождение с велосипедами на перевал Дзоу. Высота 2596 м.н.м.

На перевале светило солнце, а виды вокруг захватывали дух!

Гора Арабика (по абхазски Арбаика).
Изображение

Если присмотреться, то можно справа внизу можно увидеть две палатки. С теми кто был в том лагере мы перекрикивались приветствуя друг друга sm29

Вот такой острый перевал Дзоу.

Вид на наш пройденный путь.
Изображение

А это вид на другую сторону перевала.

А ещё мы здесь увидели нашего знакомого! Помните вертолет, рядом с которым мы фотографировались возле озера Рица? Так вот он как раз пролетал над нами! Пилот нам говорил, что летает именно посмотреть на Арабику.

С воздуха, наверное, и море хорошо видно.
Изображение

Но подняться на перевал это полдела, теперь нужно ещё с него спуститься. Благо погода значительно улучшилась и мы в лучах заходящего солнца начали спускаться вниз. Спуск с перевала оказался не слишком сложный, точнее намного легче, чем подъём, но очень тягучий – 1,5 км по морене (камни, оставшиеся после схода ледника).

Вид на перевал снизу.

Завтра нам в ту сторону.
Изображение

Похоже на застывшую лаву.

Идём по морене.

Как приятно походить по травке после многих километров камней.

Почти спустились.

Спускались мы около 2-х часов и в 19:25 остановились недалеко от пещеры “Брестская крепость”. На территории плато Арабика нету ни рек ни родников, т.к. оно состоит из карста (легко растворимые в воде горные породы). Точнее реки и родники есть, но все они по землей, которые соединяясь вытекают у побережья в виде реки Репруа. Вся дождевая и талая вода сразу же уходит под землю. По этому единственная возможность раздобыть воду, это растопить её из снега, который остался с зимы. Снег хорошо сохранился на входе в пещеру “Брестская крепость”. Видимо в этом году не было экспедиций, вход был полностью завален снегом. Сняв пару верхних слоёв грязноватого снега, я набрал полный котелок чистого, который мы растопили на газовой горелке и приготовили себе ужин. Кстати, талая вода совсем безвкусная.

На месте стоянки была одна из самых холодных ночей. Высота этому соответствовала - 2200 м.н.м.